КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич
(4(16). 12.1866, Москва -13.12.1944. Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа)
   художник и мыслитель, теоретик живописи, один из основоположников абстрактного искусства, принадлежит культурам России, Германии и Франции. Окончил юридический ф-т Московского ун-та, имел хорошие перспективы в научной области, однако в тридцатилетнем возрасте (1897) резко меняет свои интересы, отказывается от научной карьеры и уезжает в Мюнхен учиться живописи, к-рой посвящает всю оставшуюся жизнь. Взгляды К. на искусство складывались под влиянием учения Гёте о цвете, философии Шеллинга, романтизма и символизма, нем. и фр. живописи, рус. искусства и культуры. Творческая эволюция К. распадается на четыре периода. Первый - 1900-е гг. - период формирования его как художника под влиянием рус. и нем. вариантов стиля модерн, а также художников "Мира искусства" (И. Я. Билибин, // . К. Рерих, К. А. Сомов и др.). В своем творчестве К. отдает предпочтение графике и гравюре. В этот период уже вполне отчетливо проявляются нек-рые особенности его концепции искусства: идея синтеза искусств, согласно к-рой живопись должна содержать поэтическое и музыкальное начала, поэзия - музыкальное и живописное, музыка - живописное (нашла выражение в цикле гравюр "Стихи без слов", 1903–1904); примат духовности, духовного начала в искусстве; наконец, выбор выразительных средств, среди к-рых особая роль отводится цветовому пятну, линии, декоративной орнаментальное™. В течение второго периода (1910-е гг.) К. достигает полной творческой зрелости. Он теоретически разрабатывает и практически реализует концепцию совершенно новой живописи - абстрактной, нефигуративной и беспредметной, понимание к-рой излагает в работе "О духовном в искусстве" (1911) (ее название указывает на то, что проблемы духовности остаются для него главными). В своем стремлении найти "новые формы" - "вечные" и "чистые", выявить "чистый язык" живописи К. не решается полностью изгнать из нее предмет, считая, что это привело бы к обеднению ее выразительных средств, что "красота краски и формы… не есть достаточная цель искусства". Поэтому так или иначе связь между предметностью и беспредметностью сохраняется в его творчестве. В "Композиции IV" (1911) левая часть полотна является полуфигуративной, а центральная и правая части - ближе к абстрактным. VI и VII "Композиции" (1913) являются абстрактными, тогда как картина "Москва. Красная площадь" (1916) вновь восстанавливает союз реального и беспредметного. Содержанием произв. художника часто являются философско-религиозная тема Христа, апокалипсис, крушение старого мира и нарождение нового, борьба светлых и темных сил и т. д., где добро побеждает зло, Идеалом нового человека в новой жизни выступают ученый и художник. Идея монументального синтеза живописи, музыки и поэзии находит воплощение в таких картинах, как "Ясность", "Смутное", "Сумеречное" (1917), "Белый овал" (1919), "Красный овал" (1920). В этот период ярко проявился талант К. как организатора и педагога. В Мюнхене вместе с нем. художником Ф. Марком он основывает объединение "Синий всадник" (1911–1914), в выставках к-рого широкое участие принимают мн. рус. художники. В России после возвращения в 1914 г. и до нового отъезда в Германию в 1921 г. К. включается в многообразную деятельность: становится членом художественной коллегии отдела ИЗО Наркомпроса, преподает в Государственных художественных свободных мастерских и Высших художественно-технических мастерских (Вхутемасе), избирается почетным проф. Московского ун-та. В Германии проходит третий период его творчества (по 1933 г.), тесно связанный с "Баухаузом". Он продолжает поиски в области монументального синтеза искусств. Его стиль в целом остается прежним, но становится более сдержанным, строгим и рациональным, в нем острее чувствуется влияние совр. науки. К. словно охвачен стремлением найти более точный художественный эквивалент своему пониманию духовности, к-рая представляется ему в виде "движущегося вперед и вверх остроконечного треугольника". Отсюда усиление "геометризма" в его произв. ("Несколько кругов", "На точках", 1928). Свое понимание искусства К. излагаете книге "Точка и линия на плоскости" (1926), где дает анализ структуры художественной формы, рассматривает проблемы зрительского восприятия. В кон. 1933 г. после прихода в Германии к власти нацистов, К. уезжает во Францию, где проходит последний период его творчества. В эти годы он испытывает влияние со стороны сюрреализ-ма и в его произв. наряду с геометрическими формами появляются зооморфные фигуры ("Композиция IX", 1936. "Вокруг круга", 1940). Последней его работой стала картина "Решительный прорыв" (1944). Художественное творчество и теоретические идеи К. оказали огромное влияние на развитие рус. и особенно зап. искусства. Созданное им направление получило прямое продолжение в таких течениях, как "геометрическая абстракция", "абстрактный экспрессионизм", "абстрактное творче- i ство", "лирическая абстракция" и др.
   С о ч.: О духовном в искусстве. Л., 1990; Избр. труды по теории русского искусства: В 2 т. М., 2001.
   Л и т.: В. В. Кандинский. М., 1993; Сарабьянов Д. В., Авто-нолюва Н. Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994; Многогранный мир Кандинского. М., 1998.
   Д. А. Силича

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич" в других словарях:

  • Кандинский Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 16 декабря 1866 Место рождения: Москва (Российская империя) Дата смерти …   Википедия

  • Кандинский, Василий Васильевич — Василий Кандинский Дата рождения: 4 (16) декабря 1866(1866 12 16) Место рождения: Москва ( …   Википедия

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (1866 1944) российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ( Смутное , 1917). Участвовал в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Кандинский Василий Васильевич —         (1866 1944), русский живописец. Один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897 98) и в АХ (1900) у Ф. фон Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал (в 1911, совместно с Ф. Марком)… …   Художественная энциклопедия

  • Кандинский Василий Васильевич — [4(16).12.1866, Москва, ‒ 13.12.1944, Нёйи сюр Сен, близ Парижа], русский живописец, один из основоположников абстрактного искусства. Учился в Мюнхене в школе А. Ажбе (1897‒98) и в АХ (1900) у Ф. Штука. С 1907 жил в Берлине и Мюнхене, где создал… …   Большая советская энциклопедия

  • Кандинский Василий Васильевич — (1866 1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в… …   Энциклопедический словарь

  • Кандинский, Василий Васильевич — В.В. Кандинский. Химерическая импровизация . 1913. Коллекция Иды Бьенерт. Мюнхен. КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866 1944), российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных,… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич — (Kandinsky, Wassily) (1866 1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885 1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка… …   Энциклопедия Кольера

  • Кандинский, Василий Васильевич — (04.12.1866, Москва 13.12. 1944, Нейи сюр Сен, близ Парижа, Франция)    русский художник и теоретик искусства. Родился в семье коммерсанта. Учился живописи в частной школе Антона Ашбе в Мюнхене (1897) и в мюнхенской Академии художеств (1900, у… …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • КАНДИНСКИЙ, Василий Васильевич — (1866 1944)    русский художник, мыслитель. Окончил юридический факультет Московского университета. Посещал Академию художеств в Петербурге в качестве вольнослушателя. В 30 летнем возрасте поехал в Мюнхен учиться живописи. Движимый интересом в… …   Эстетика. Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»